Банки не вправе проверять, на каких основаниях инспекция запрашивает информацию о клиентских счетах и операциях. Законность требования инспекции может оспорить только сама компания. Такой вывод следует из письма ФНС России от 19.11.13 № ЕД-4-2/20793.
По общему правилу банки должны выдавать справки о наличии счетов своих клиентов, об остатках и движении денег при получении мотивированного запроса (п. 2 ст. 86 НК РФ). На практике инспекторы часто в требованиях ограничиваются общей формулировкой «проведение мероприятий налогового контроля». Такая же формулировка приведена в утвержденной форме запроса (приложение 2 к приказу ФНС России от 25.07.12 № ММВ-7-2/518@). В комментируемом письме ФНС признала такую фразу достаточным основанием для мотивации запроса. Причем банки не вправе проверять, законно ли инспекция требует сведения.
Споры насчет законности запроса возникают, когда инспекция в рамках встречной ревизии требует от банка информацию не о проверяемой компании, а об ее контрагенте. ФНС уже давно считает такие требования законными (письмо от 29.09.08 № ШТ-6-2/675@). Некоторые из опрошенных нами банков на практике выясняют в инспекции, действительно ли она проверяет контрагента. Но так делают не все.
Поэтому, если инспекция использует полученные из банка справки против компании, можно оспорить эти действия или решение налоговиков. Ведь сведения, полученные с нарушением закона, не могут служить доказательствами (ч. 3 ст. 64 АПК РФ). Есть примеры, когда судьи поддерживают компанию и признают, что инспекторы запросили банковскую тайну, знать которую им не положено (постановление ФАС Московского округа от 02.10.13 № А40-166217/12-148-1621).